Юрий Володарский: "Как обезвредить товарища Огурцова"

 В прошлую пятницу в столице состоялись две акции, направленные против Национальной экспертной комиссии по вопросам защиты общественной морали. Писатели, художники и деятели культуры решили совместными усилиями противостоять цензуре, которая де-юре запрещена Конституцией Украины, однако де-факто к концу второго десятилетия независимости страны становится в ней все более распространенным явлением.

Сначала в УНИАН прошла пресс-конференция с участием литераторов Юрия Андруховича, Андрея Бондаря, Леся Подервянского, художника Александра Ройтбурда, телеведущего Миколы Вересня, главы Национального союза кинематографистов Сергея Трымбача и руководителя Харьковской правозащитной группы Евгения Захарова. Вечером того же дня в Культурном центре НаУКМА состоялся творческий вечер Андруховича, Бондаря и Подервянского.

Пафос обоих мероприятий, с инициативой которых выступили журнал культурного сопротивления «ШО» и писатель Сергей Жадан, был общим. Нацкомиссия по морали, обычно именуемая коротко НЭК или пренебрежительно Нацкоммор, есть уродливое явление социальной жизни, в идеале подлежащее немедленной ликвидации, а пока это невозможно — всем формам сопротивления, от радикальных творческих акций до общественной обструкции.

С чего все начиналось

Для большинства вменяемых людей аббревиатура НЭК давно уже стала ругательством почище тех, которые так рьяно пытаются запретить высокоморальные члены пресловутой комиссии. Кстати, поначалу Нацкоммор не привлекал к себе почти никакого внимания. Указ о создании комиссии был подписан еще в ноябре 2004-го на основе принятого годом раньше закона «О защите общественной морали». Принятого, кстати, с грубым нарушением регламента Верховной Рады: не получивший достаточного количества голосов законопроект был повторно поставлен на голосование в течение одной парламентской сессии.

Несколько лет моральная комиссия вела себя тише воды, ниже травы, но в 2009-м начала проявлять невиданную прежде активность. По ее инициативе было возбуждено более 200 уголовных дел по ст. 300 (сбыт продукции, пропагандирующей культ насилия и жестокости) и 301 (сбыт продукции порнографического характера) Уголовного кодекса. Жертвами НЭК стали группа «Скрябин» и газета «Блик», телесериал «Симпсоны» и «Счастливы вместе», журналы EGO и «Афиша», файлообменник Infostore.org., проект Comedy Club и многое другое.

Самым резонансным случаем оказалась экспертная (это слово так и хочется взять в кавычки) оценка романа лауреата Шевченковской премии Олеся Ульяненко «Жінка його мрії». Никому не известный «эксперт» (видите, все-таки закавычил) Варвара Ковальская сочла книгу порнографической, вследствие чего перепуганное издательство «Клуб семейного досуга» изъяло из продажи весь тираж. Писатель оказался в больнице с микроинсультом и нервным срывом. После судебных тяжб Нацкоммор пошел на попятную, и экспертное заключение было отозвано.

Куда она нас ведет

Атмосфера на пресс-конференции была слегка расслабленной и немного легкомысленной. Юрий Андрухович иронически назвал главу НЭК Василия Костицкого своим любимым автором последнего времени. Оказывается, в одном из недавних интервью в ответ на замечание, что в цивилизованных странах государственных организаций, призванных следить за моралью, не существует, Костицкий заявил, что, дескать, европейским державам соседи не указ, а значит, нам тоже. То есть, согласно Костицкому, практика цивилизованного мира для Украины не актуальна. По-видимому, главе Нацкоммора приятней видеть Украину в компании таких стран, как Саудовская Аравия или Северная Корея. Вот уж где нет проблем с моралью, так это там.

Микола Вересень рассказал дивную историю о том, как на одном из заседаний НЭК некий представитель комиссии на местах заявил такое: «Нам нужно больше кинотеатров, а то что же мы будем контролировать?» Получается, Нацкоммор заинтересован в развитии искусств с единственной целью: чтобы было что запрещать. Что характерно, члены комиссии получают за это ответственное занятие средства из госбюджета. То есть мы из своего собственного кармана платим им за то, чтобы они решали, что нам, взрослым дядям и тетям, можно смотреть, читать и слушать, а что нельзя.

Александр Ройтбурд выразил общее мнение, что НЭК возвращает страну в советские времена с их двоедушием, лицемерием и ханжеством. И отметил, что общество, начинающее с моральных запретов, вскоре переходит к физическому насилию и тоталитарной идеологии. Он же вызвал самую бурную реакцию зала. В ответ на эскапады журналиста газеты «Гайдамаки» — мол, у нас сейчас в телевизоре столько насилия, что ужас, и все надо запретить, художник ехидно спросил: «А вы «Гайдамаков» читали?»

И то верно: по критериям Нацкоммора кровавую поэму Великого Кобзаря следовало бы срочно изъять из всех отечественных библиотек. Та же судьба ожидала бы чуть ли не треть мировой литературы, причем начинать пришлось бы с классиков античности. Овидий, Петроний и Апулей экспертизу Варвары Ковальской наверняка бы не прошли.

Что нам с ней делать

Вечер в Киево-Могилянке получился веселым. Андрухович, Бондарь и Подервянский читали свои тексты преимущественно пикантного содержания, а также стихи Сергея Жадана, который по личным обстоятельствам не смог приехать в Киев. Тысячный зал был забит до отказа — люди сидели в проходах и теснились у стен. Казалось, вокруг одни единомышленники, а раз так, комиссии долго не продержаться.

Впрочем, это только казалось. И на пресс-конференции, и на вечере присутствовал самый известный из сотрудников НЭК, член тягнибоковской партии «Свобода» актер Богдан Бенюк. В УНИАН он просидел молча. В НаУКМА одна из записок была адресована ему, и Бенюка любезно пригласили на сцену.

Там он отличился по полной. Рассказал неуместный анекдот про араба и еврея, назвав пояс шахида поясом хасида. В ответ на язвительную реплику из зала, выматерился со сцены — дескать, мы, моралисты, тоже люди. Заявил, что тут все, конечно, забавно, но на самом деле комиссия в своей работе руководствуется исключительно благими намерениями. Бенюка проводили аплодисментами. Хоть и жидкими, но тем не менее.

По итогам обеих акций было принято обращение. Основные его тезисы выглядели так:

— деятельность НЭК направлена на разрушение свободы слова, свободы творчества и свободы информации;

— под маской экспертизы НЭК вводит в стране эстетическую и политическую цензуру.

Следовательно, необходимо:

— всячески противостоять деятельности Нацкоммора, публично заявлять о каждом проявлении цензуры;

— не давать для НЭКовской экспертизы книги, фильмы и прочую творческую продукцию, а рекомендации комиссии игнорировать;

— всеми возможными способами требовать от премьер-министра, кто бы ни занимал этот пост, скорейшей ликвидации НЭК.

Напоследок

Возьмем мировую литературу и кинематограф: много ли вы вспомните положительных образов ярых блюстителей морали, возвышенных цензоров, благородных запретителей? А вот отрицательных — сколько угодно. Первым на ум приходит незабвенный Серафим Иванович Огурцов из «Карнавальной ночи». Серый, скучный, невежественный, похожий на пыльный мешок чиновник, пытающийся придушить все, с его точки зрения, непристойное, на деле же — неординарное, живое и свободное. Вот на него-то НЭК и похожа.

В комедии Рязанова товарищ Огурцов оказался посрамленным. Что будет в трагифарсе «Украина, 2010-е годы», пока сказать трудно. Куда пойдет страна, в сторону демократии или деспотии, покажет время. Возможно, уже ближайшее.

Джерело: http://2000.net.ua/2000/aspekty/48800-kak-obezvredit-tovarischa-ogurtsova